Аюрведа — секта, набор жизненных правил или наука о здоровье?

ayurveda science

Аюрведа распространилась в России относительно недавно, пришла к нам из Индии, и как нечто неизведанное обросла страшными мифами. То, что люди думают про аюрведу, как правило, имеет мало общего с реальностью. В этом посте я постараюсь чуть-чуть объяснить, что  такое аюрведа, для чего она нужна, и чем занимается аюрведический врач.

Правда ли, что аюрведа все запрещает?

Излюбленный миф новичков и всех, кто что-то про аюрведу слышал: аюрведа всем все запрещает. Ну, то есть приходишь ко врачу, а он тебе:

«Мясо-рыбу — нельзя, пиво-вино нельзя, крепкие напитки — под угрозой смерти, вкусное нельзя, сладкое нельзя, хлеб нельзя, еду нельзя. Можно траву, причем желательно, чтобы росла под ногами! А пить только одни смузи — никакого чая, кофе, алкоголя. Секс нельзя. Спать в 9, вставать в 5. И, вообще, необходимо срочно просветлиться, а иначе и лечить бесполезно».

Аюрведа — это индийская религия?

Из вышеописанного вытекает еще один миф. Аюрведа — это секта! Довольно страшная по умолчанию, потому что пришла из Индии, а там, как известно, чего только не водится. Стоит попасть в аюрведу, сразу перестаешь быть нормальным человеком и есть человеческую еду, бреешься налысо, облачаешься в оранжевый балахон и — под дерево с четками. А там рукой подать до идолопоклонничества и жертвоприношений. «В этой аюрведе все на идолах держится, а таблетки — это зелья, поэтому их нет и никогда не будет в наших аптеках!» (Это цитата, да).

Как видим, если судить по распространенным представлениям, тема действительно «опасная». Чтобы знать врага в лицо предлагаю разобрать ее детально.

Во что верит аюрведа?

Аюрведа, безусловно, заключает в себе мировоззрение своих создателей — предположительно, древних ариев. Суть его в том, что человек должен жить в гармонии с собой и природой, быть сбалансированным, уважать себя и других, помнить о том, что он существо не только физическое, но и духовное.

Как у современной медицины есть свои символы — крест, змея и чаша, так и у аюрведы есть своя атрибутика. Считается, что аюрведа была дана людям свыше, чтобы они могли жить счастливо и не болеть. Поэтому врачи-индусы, обращаются к богу аюрведы Дханвантари, держащему в руках пиявку, сосуд с нектаром, травы и раковину.

b36f55b750421ca34d52d1e41cf8c3e1

Огромное количество аюрведических врачей-буддистов полагает, что праотец аюрведы — ученик мудреца Атрейи, друг и соратник Гаутамы Будды, придворный врач царя Бимбисара — великий Дживака. Они обращаются к нему или к Будде Медицины.

аюрведический врач

Точно также за поддержкой к высшим силам обращаются аюрведические врачи-мусульмане. Да, мусульмане также практикуют аюрведу, учатся и преподают в аюрведических университетах и колледжах, работают в известнейших аюрведических клиниках. При этом они продолжают веровать во Всемогущего и Всемилостивого.

Врачи христиане, иудеи, парсы, каждый обращается к своему покровителю. Потому что в древних трактатах черным по белому сказано:

«Не врач — хозяин жизни!»

Да, врач должен приложить все свои знания и умения, но решать судьбу пациента все равно не ему. И в этом смысле аюрведа религиозна. Но разве нельзя сказать то же самое про современных врачей, хирургов, реаниматологов, всех кто имеет дело с бесконечной пляской жизни и смерти?

В России аюрведу часто преподают и популяризируют вайшнавские проповедники (кришнаиты). Они делают это в рамках своей философии, главная цель которой — духовный рост и аскезы ради духовных подвигов. Выбирая духовный путь, люди часто отрекаются от материального, и для быстрого прогресса многие приносят в жертву свое здоровье. Вспомните о православных святых, об умерщвлении плоти и веригах, да просто о монашеской жизни и характерных для нее отказе от мяса, раннем подъеме и чтении молитв. И теперь представьте, монахи и священники возьмутся проповедовать медицину, что из этого выйдет?

Аюрведа — древнейшая медицинская наука

Аюрведа — не религия и даже не часть религии, это медицинская наука, со всеми присущими ей элементами: терминологией, трудами, традицией, исследованиями, школами, университетами. В аюрведе имеются различные разделы: педиатрия, терапия, фармакология, хирургия, психиатрия и тп. По этим разделам есть соответствующие труды, трактаты, учебники.

В ряде государств, таких как Индия, Шри Ланка, Непал, Малайзия, аюрведа признана государством и практикуется наравне с современной западной медициной. Аюрведа пользуется популярностью в Японии, Бирме, Тайланде. В Европе, Великобритании, США и Канаде аюрведа получила признание, как комплементарная или альтернативная медицина.

Чтобы практиковать аюрведу где бы то ни было, не обязательно иметь классическое медицинское образование, достаточно специализированного аюрведического обучения и прохождения практики у действующих специалистов.

Аюрведа не занимается вопросами морали

Как для любой науки, для аюрведы характерна универсальность, общезначимость, систематичность, преемственность, критичность, достоверность и др. Наряду с другими признаками науки для нее характерна и внеморальность. Это значит, что истины аюрведы нейтральны, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

Поэтому мантры, молитвы, одеяния, религия, убеждения — личное дело каждого.

Врач аюрведы поможет не только справиться с заболеванием, но и гармонизировать здоровье и психику. С помощью препаратов и марма-терапии он может вернуть человека в настоящий момент, «центрировать» его. И уже из этого гармоничного состояния человек, действительно, проще расставить  приоритеты, определить для себя ценности и задачи. Но делать это человек будет самостоятельно, если почувствует необходимость.

Что аюрведа требует от пациента

Вегетарианство, отказ от мяса, рыбы, алкоголя, всего, что разжигает огонь страстей человеческих — личное дело каждого. И аюрведа не диктует, что кому есть или пить. Она не пропагандирует вегетарианство, веганство, сыроедение, праноедение, солнцеедение и тп.

Но аюрведа обладает колоссальными знаниями о свойствах продуктов. И врач аюрведы может указать пациенту, какой рацион ему подходит, какие он совершает пищевые ошибки. Он может подобрать травы, которые улучшат микрофлору кишечника так, что тяга к вредным продуктам пройдет сама по себе.

К примеру, человеку вредны помидоры. Они плохо влияют на гормональную функцию его печени. Это увеличивает питта дошу, и от дисбаланса питты помидоров хочется все больше и чаще. Врач аюрведы посоветует такому человеку сократить потребление помидоров. Если это сложно — есть их в обед, а не на ночь. А если и это невозможно, посоветует компенсировать это приемом препаратов. Выбор всегда остается за пациентом. Такой подход относится к мясу, алкоголю, булкам, кашам, любому продукту, который влияет на здоровье тем или иным образом.

Доказательная и недоказательная медицина

Доктор аюрведы Борис Рагозин, научивший меня самым эффективным методам —пульсовой диагностике и марма-терапии, отвечая на вопрос о том, как работают эти техники, разводит руками и говорит:

«Аюрведа не всегда является доказательной медициной, многие вещи невозможно объяснить с точки зрения современной науки».

Действительно, истины аюрведы прописаны и доказаны тысячи лет назад и зачастую подаются как аксиома. То есть как знание, не требующее доказательств и принятое за точку отсчета. Но разве это не нормально для науки, традиция которой насчитывает минимум 5000 лет? Ведь доказательств требуют именно новые методы и новые открытия! Аюрведа же давно себе все доказала.

Современную медицину на фоне аюрведы можно сравнить с подростком, находящимся «в отрицании», совершающим над собой эксперименты, подкидывающим фирменный брелок со словами «чем докажешь?». Этот подросток периодически открывает для себя прописные истины, объясняет себе, наконец, циркадные ритмы, физику первоэлементов и их взаимное влияние, начинает видеть анатомию в динамике, понимает со временем системные взаимосвязи. Но как любой нормальный подросток он должен заново открыть для себя то, что давно известно взрослому человеку.

marma

Многие вещи сложно объяснить научным языком, просто потому, что с помощью современных приборов можно зафиксировать далеко не все. К примеру, ученые до сих пор не понимают, как действуют мармы и акупунктурные точки. Измерения с помощью датчиков и проводков не помогли объяснить, что происходит в этих точках. Как достигаются результаты — ученым не понятно.

Аюрведические лечебные формулы

Аналогичная ситуация с формулами аюрведических лекарств. Они настолько сложны и содержат столько трав, что современная фармакология не может даже объяснить, чем обусловлено их действие. Не говоря уже о том, чтобы воспроизвести нечто подобное.

Мой учитель Максим Володин приводит такой пример:

«Если собрать сейчас лучших фармацевтов, то со всеми имеющимися знаниями на разработку подобных формул у них уйдет, как минимум, несколько сотен лет».

Аюрведа отрабатывала свои формулы тысячелетиями. Другое дело, что покупая препараты аюрведы, современный врач аюрведы обязательно удостоверится в том, насколько качественно современная фармацевтическая компания эти формулы воспроизводит.

К счастью, я принадлежу к школе, в которой доктора используют пульсовую диагностику. В этом смысле мне очень повезло, т.к. по пульсу хорошо видно, как препарат будет действовать на человека: быстро или медленно, и будет ли действовать вообще. Это относится как к аюрведическим, так и к современным средствам. Поэтому мне проще подобрать действительно действенные схемы лечения для своих пациентов.

Отличие подходов: целостный и симптоматический

Современная и аюрведическая медицина отличны по подходу и по своей сути. Редко какой современный медик будет рассматривать организм пациента, как систему. Эндокринолог будет лечить обмен веществ, а гастроэнтеролог — проблемы ЖКТ, кожей занимается дерматолог, а невропатолог — нервной системой, суставы — дело ревматолога. Каждый лечит свое. Потому при комплексных системных заболеваниях начинается бесконечное хождение по специалистам.

Аюрведический врач рассматривает человека как целостную систему, в которой обмен веществ и проблемы аппетита тесно взаимосвязаны между собой, внешне отражаются через состояние кожи, а внутри — через здоровье суставов. И все эти функции зависят от здоровья нервной системы, состояния психики, механизмов саморегуляции. Поскольку аюрведа рассматривает картину в целом, она умеет выявлять первопричину всей цепочки расстройств.

Целостный подход: пример из практики

Ко мне недавно обратилась женщина, 32 года. По пульсу я увидела гормональный сдвиг и сбитый месячный цикл. Женщина, действительно, пришла с проблемой нерегулярных месячных и невозможностью забеременеть. Если бы я занималась симптоматическим лечением, я назначила бы ей средства для гормонального фона. Но пульс показал, что поддержать нужно нервную систему, что первопричина проблемы именно в ней. Поэтому я прописала травы для нервной системы, а гормонами решила заняться после. Через два месяца женщина сообщила, что не сможет приехать на повторный прием (она живет в другом городе), поскольку уже забеременела. Вот так я даже не успела заняться ее жалобой.

Одна и та же проблема, в данном случае — женского гормонального фона, может требовать лечения через совершенно разные системы: через психику и нервную систему, через эндокринную систему, через печень, через непосредственное лечение женских органов. Понять, в чем конкретно корень проблемы, можно с помощью пульсовой диагностики. Пульс также позволяет подобрать  препарат, который максимально быстро эту проблему решит.

Современные исследования методов и средств аюрведы

На сегодняшний день в интернете доступны тысячи современных исследований древних методов и препаратов аюрведы. И прежде чем выбирать способы лечения, я всегда советую изучить научные данные и статистику. Сделать это несложно, если вы знаете английский язык, все имеющиеся серьезные исследования доступны в электронных библиотеках, например на сайте американской Медицинской библиотеки Национальных институтов здравоохранения PubMed.

Вот лишь одно из тысяч исследований, которое показывает высокую эффективность аюрведического лечения таких состояний, как саркоидоз, диабет, панические атаки, низкий уровень гемоглобина, гипертензия, болезнь Паркинсона.

Препараты аюрведы в аптеках города

Цитата про зелья, упомянутая выше, это реальное предостережение одной доброй российской пенсионерки. Эту женщину из Калиниграда, я встретила в Морджиме, Гоа, она там «зимовала». Я перечислила ей 100% аюрведические лекарства, продающиеся в российских аптеках под современными названиями, после чего она задумалась на несколько дней, и, надеюсь, в результате, пересмотрела свое отношение.

Аюрведические лекарства давно продаются в российских аптеках. Это и Лив-52 и любимый женщинами Цистон, средства компаний Доктор Мом и Herbion, мази и сиропы Трависил и др. Многие серьезные средства зарегистрированы как БАДы и продаются только через специализированные сайты, поскольку сложность и дороговизна не позволяют маленьким компаниям зарегистрировать их в качестве лекарственных средств и поставить на аптечную полку.

В Советские времена многие препараты аюрведы считались элитными и были доступны исключительно кремлевской верхушке. После катастрофы на Чернобыльской АЭС, десятки специалистов были приглашены правительством СССР из Индии для проведения реабилитации с помощью методов и средств аюрведы. Сегодня аюрведические препараты гораздо более доступны, хотя хорошие препараты достаточно недешевы.

Аюрведа — общемировое наследие, которое сохранили и донесли до нас жители Индии

Нельзя не отдать должное многим поколениям индийцев, которые совершили коллективный подвиг и донесли до нас «науку о жизни» (так переводится слово «аюрведа») в не измененном, максимально полном виде. Они пронесли эти знания сквозь тысячелетия несмотря на тысячу лет мусульманского ига и сотни лет британского правления. Они заучивали наизусть трактаты, передавали их из поколения в поколение, прятали свитки в пещерах. То что сегодня нам доступны знания аюрведы — наша с вами огромная удача и невероятная заслуга народа Индии.

Вам может быть так же интересно:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *